Ольга Барановская. Аквариум ? это лето, которое согревает холодной зимой!

?Когда смотришь на аквариум и пытаешься понять, что этим хотел сказать дизайнер ? это категорически плохой аквариум!?, - Ольга Барановская.

Я была студентом-биологом, который не интересуется аквариумами

Наверное, для любого человека важно то, что его окружает с детства, в детстве все очень активно впитывается, оставляя впечатления и формируя отношение ко всему. И моя недружба с аквариумами тоже родом из детства. Аквариум остался в памяти как объект, который диссонирует с любой обстановкой, в которой оказывается. Ни разу не удалось увидеть что-либо хотя бы ухоженное, а об эстетике и говорить не приходится. Аквариумистика заинтересовала меня уже в студенческом возрасте, на последнем курсе, причем, сразу с дизайнерской точки зрения. В институте на преддипломной практике кто-то пошутил и поставил на мой стол сверкающую чистотой лабораторную банку с водой. В ней под длинной веткой  тривиального роголистника завораживающе двигалась ампулярия. Стало понятно ? это реперная точка, с которой в моей жизни начнется аквадизайн. Я заказала аквариум и чуть не завалила сдачу дипломной работы, потому что полтора месяца занималась исключительно его обустройством.

Первый аквариум

О первом аквариуме вспоминаю с улыбкой. В то время не существовало такого выбора материалов и технологий. Это была емкость на замазке, лишний раз воду менять страшно. Помню, мы пополам с подругой купили красивую стайку рыб. И тут я поняла, что для моего аквариума необходима стайка в полном объеме. Затраты подруги были компенсированы, а для рыб я еще месяц придумывала комфортный и эстетичный ландшафт.

Аквариумистика стала профессией практически сразу

Не умею увлекаться понемногу, поэтому оба увлечения сразу становились профессиями. Первые восемь лет после школы я занималась наукой и работала в Институте криобиологии и криомедицины. Как только захватила аквариумистика ? бросила институт. В 90-м начала создавать аквариум, в 91-м ? базу растений: надо было чем-то ?рисовать?, съездила в Москву, в Киев, набрала по тем временам неплохую коллекцию. Растения хорошо поднялись, разрослись. Пришлось идти на птичий рынок. Правда, долго там реализовывать растения не пришлось. Серьезному человеку понадобилась консультация по его офисному аквариуму, консультация переросла в заказ. Аквариум длиной два метра ? серьезная задача в 1991 году. Тогда не было литературы о природных аквариумах Такаши Амано, и высшим классом аквадизайна считались голландские аквариумы. Создавала ?голландца?, как школьник, ? рисовала дно, подписывала, нумеровала растения. Через несколько дней после высадки растений пришла доработать композицию. На столике напротив стояла пепельница, полная окурков. Люди сидели почти всю ночь и не могли оторвать глаз от аквариума. Подобную историю наблюдала на каждом этапе развития проекта. Я собирала классику голландского аквариума ? максимально естественного, без техники, только свет и компрессор. С этого аквариума начался мой поход в интерьерную аквариумистику. И это был мой первый и последний ?голландец?.

Я принимала участие только в одном международном конкурсе

Участвовала в исключительно одном конкурсе ? The International Aquatic Plants Layout Contest (IAPLC), организованном поистине великим человеком Такаши Амано в Японии. Для аквариумистов он был и остается самым престижным в мире. Первое участие было провальным, моя работа оказалась в хвосте. Но конкурс не прошел даром, как, впрочем, и поездка в Японию, в знаменитую галерею Nature Aquarium Такаши Амано, предстояла кропотливая работа над ошибками, новыми идеями и новыми возможностями. Моя следующая работа называлась ?Fermata? и заняла 17 место, почетный приз, и была лучшей по версии Такаши Амано. Это была высшая похвала. Такаши Амано отметил, что моя композиция не похожа на работы участников из Японии, что она напоминает живую сказку ? инсценированную и естественную одновременно. К следующему конкурсу я создавала аквариум, как подарок Японии. Зная об их традиции выезжать на природу осенью, чтобы полюбоваться полыханием осенних красок, решила подарить японцам наш пейзаж в умирающей цветной поре, представив его на IAPLC. Мой аквариум занял третье место, первый серебряный приз. Работа поразила членов жюри, но не так впечатлила мастера Амано, как работа, представленная в предыдущем году.

У меня один кумир в аквариумистике

Это ТакашиАмано ? очень приятный человек, увлеченный аквариумист, художник, изумительнейший фотограф, романтик, невероятно любящий природу, тонко чувствующий ее эстетику. Он не просто стал основоположником стиля Nature Aquarium, а создал условия для максимального развития созданного направления: целую индустрию, работающую на достижение максимально комфортных условий в аквариумной среде для длительного поддержания  жизнеспособности живых композиций, первую в мире галерею Nature Aquarium в Ниигате, самый большой в мире природный аквариум вначале у себя дома, а 2015 году в Лиссабонском океанариуме, организовал самый престижный международный конкурс по созданию природных аквариумов. Он дал возможность направлению шагать дальше, так как каждый акваскейпер привносит в этот стиль какую-то свою нотку, открывая новые регистры, позволяющие этому великолепному органу звучать еще более мощно и многоголосо.

Самый популярный стиль оформления аквариума

До сих пор самым популярным в мире стилем оформления аквариума остается стиль Такаши Амано ? Nature Aquarium. Он самый живой, пластичный, дающий в пределах концепции возможность творить и развиваться без особых ограничений.

Удобнее работать своими руками

По материалам себя не ограничиваю. Единственное предпочтение ? мне удобнее работать своими руками. В этом случае всю ответственность за результат проекта возлагаешь исключительно на себя и не ищешь виновных. Удобнее работать с деревом, так как дерево легче камня. Кроме того, в стране долго не было красивых, фактурных камней в одной цветовой гамме. Сейчас есть выбор, можно заказать под конкретную композицию подходящий материал, есть с чем работать.

?Сразили, работайте!?

У меня был заказчик ? директор крупной фирмы. Он очень хотел аквариум, чего не скажешь о его партнерах. Мне постоянно приходилось слышать ?зачем он нужен?, ?зачем эти лишние проблемы?. Я приняла решение работать над проектом в эмоционально сложных условиях, но сделать этот аквариум. Сделала, запустила рыб, наблюдаю. И чувствую, за спиной стоит группа тех самых недовольных партнеров. Любуются аквариумом с открытыми ртами и выдают: ?Да, сразили, работайте!?

Украинских аквариумистов видно

Мастера работают по-разному. Собрать в аквариуме гармоничную картинку довольно сложно. Ее нужно увидеть, создать в голове, суметь воплотить и оценить в конечном результате. Это кропотливый труд, и не у всех аквадизайнеров получается. Иногда несколько дней приходится переворачивать одну и ту же композицию, чтобы она стала. Когда смотришь на аквариум и пытаешься понять, что же этим хотел сказать дизайнер ? это категорически плохой аквариум. Если собственная идея не сразу пошла, тогда лучше отрабатывать известную концепцию, в ее пределах хватает простора для выражения индивидуальности. Со временем входишь во вкус и начинаешь отрабатывать собственный стиль. На международных конкурсах в работах украинцев четко прослеживается стиль. Каждая работа индивидуальна, не канонична. Украинцев видно, у каждого свое лицо. Это уровень!

Судить конкурсы понравилось недавно

Два года назад стала замечать, что нравится оценивать конкурсы, окончательно в этом убедилась на ?Хрустальном аквариуме ? 2016?. Для участника самым важным должно быть отношение к конкурсу. Если конкурсант думает, что можно кое-как набросать эскиз, собрать аквариум и поучаствоватьв конкурсе ? это деструктивная мысль. Лояльное отношение к участникам приводит к тому, что увеличивается количество конкурсантов с подобными мыслями. Как-то я была судьей небольшого конкурса в Харькове. Основное жюри отобрало победителей по интернету. Я подключилась в финале. Бывают ситуации, когда сожалеешь о том, что организаторами не предусмотрена возможность отказать участникам во вручении Гран-при. В этом же случае я не могла выбрать из двух очень хороших работ неизвестных авторов. Порадовало. Мы должны развивать аквариумистику, учить подрастающее поколение, независимо от его возраста. Бывает так, что учить некого, потому что желание учиться отсутствует. И совсем другое дело, когда у аквариумиста огонь в глазах и вопросы, как улучшить работу. Работы таких конкурсантов приятно оценивать и судить, приятно наблюдать с годами их рост.

?Хрустальный аквариум 2016? ? потрясающий конкурс

В рамках конкурса ?Хрустальный аквариум 2016? приходилось много и тяжело оценивать. На первый план четко вышли четыре работы ? Григорий Полищук, Николай Мазур, Тереза Лазар и Иван Орел. Недостатком аквариума Ивана был высоко насыпанный грунт, мы понимали, что эта песчаная гора осыплется через неделю. Тем не менее, росчерк в аквариуме получился невероятно красивым, а поддержать песок ? дело техники. Николай Мазур порадовал мощной работой, собранной из довольно массивных для предоставленных для конкурсантов аквариумов, камней. Очень скрупулезно собранная, просто с геометрической точностью работа Терезы Лазар. Было интересно приходить на выставку в течение нескольких дней и наблюдать, как ?проясняются? работы участников. Работа победителя тяжело выходила из тумана. В целом, композиция Григория Полищука смотрится довольно просто, но, проанализировав уровень детализации, совмещения разноплановых материалов, поэзию композиции понимаешь, что собрать ее под силу только настоящему художнику. ?Хрустальный аквариум 2016? показал высокий уровень практически всех участников и это здорово!

При создании композиции внимание нужно уделять каждому объекту

При создании композиции, когда продуман и готов рисунок, выставлен его костяк из камней и коряг, необходим грамотно подобранный живой материал. Внимание нужно уделять каждому объекту. Так в морском аквариуме необходимо правильно посадить организм, чтобы у него не возникало желания бродить по аквариуму в поисках лучшей жизни, нарушая идею, заложенную автором. В природном аквариуме многообразие растений позволяет творить чудеса. Тут работа дизайнера похожа на работу живописца, рисующего картину живыми красками, продумывая света и тени, цветовые акценты и графичные участки. Самый дельный совет ? изучайте то, с чем приходится работать, это позволяет во всей полноте использовать невероятное разнообразие живых объектов, их пластичность в живых композициях управлять их развитием, заставляя потакать самым смелым творческим фантазиям дизайнера. Затем можно обращаться к классике живописи, скульптуры, смотреть парковые работы ландшафтных дизайнеров с мировым именем, работы призеров мировых конкурсов по аквадизайну, смотреть вокруг, фотографировать. Это формирует у дизайнера эстетическое восприятие, чувство композиции, стимулирует и вдохновляет на создание качественных работ. ТакашиАмано всегда говорил, что мы должны найти ?лицо? камня. Он крутил его до тех пор, пока не находил самую фактурную сторону, а все остальные элементы композиции подбирал под нее. Так и с композицией. Опыт приходит с практикой.

В Украине люди толпами идут на выставки аквариумов

Популяризация отрасли необходима. Хорошо иметь галереи, проводить выставки, освещать их в СМИ с качественными фотографиями, грамотными комментариями. Люди интересуются аквариумистикой, когда им ее показывают. В Украине люди массово идут на выставки аквариумов. Когда в Харькове мы делали выставку дизайнерских аквариумов, посетители приходили рано утром, потом возвращались вечером. Они наблюдали динамику. Хорошо растущие растения в воде выделяют пузырьки кислорода, которые в аквариумных ландшафтах похожи на росу. Представьте аквариум с хорошим светом, в котором лесная поляна с корягой покрытой мхом, весь мох в росе. Стоит пальцем чуть ударить по стеклу, роса поднимается к поверхности. Люди ахали от восторга. Аквариум ? это театральное действо, постоянно что-нибудь происходит. Рыбы мгновенно структурируют пространство, массивы растений постепенно, меняя свои размеры, колористику, намечая новые контуры пейзажа, и начинается новая игра, и все это в течение суток, недель, месяцев. Дизайнер создает основное и следит, чтобы Природе было комфортно и в этом доме, и чтобы дому было комфортно с Природой.

Аквариум чем хорош?

Аквариум сложный объект, то, чем он хорош, не выразить тривиальным описанием. С одной стороны, - это живой многоуровневый организм, изучение закономерностей поведения которого требует терпения, скрупулезности и настойчивости в получении специальных знаний, что не умоляет интереса к нему у любознательных представителей человечества. С дугой стороны аквариум ? это великолепный художественный объект, пластичность эстетики которого позволяет использовать его в интерьерах как офисов, детских учреждений, здравниц, так и частных апартаментов любого уровня. Каждый может найти в нем ту грань, с которой ему интересно будет взаимодействовать, предоставив остальные специалистам.

О вдохновении

Стараюсь много времени проводить на природе. У меня в хорошем месте дача, до сих пор не могу обойти все красивые места. Природа ? это поиск вдохновения, интересных объектов, материалов. Мне не тяжело вставать с птицами и наблюдать за пробуждением реки, за тем, как туман сходит с поверхности воды, просыпается рыба, начинают сновать насекомые. У природы постоянная динамика и ее хочется воспроизводить. Благо, аквариумистика позволяет не только добиться воспроизведения красивых пейзажей, но и дает возможность наблюдать за их развитием, за их жизнью, за их рассветами и закатами, сменами времен года, маленькими тайнами, скрытыми в обычной среде обитания от человеческих глаз. Зимой этого особенно не хватает. Я не знаю, как аквариумистика развивается в жарких странах, ведь там круглый год все цветет. А у нас лето сменяется дождливой осенью, неласковой зимой. Нам аквариум необходим! Аквариум ? это лето, которое согревает холодной зимой.

*Текст интервью предоставлен Ольгой Барановской.